Войти

Партнеры!


Администрация

Красноярская краевая спецбиблиотека

Уярского районо (Отдела образования)

Краевая

Бибколлектор

КБА

Пресса

Опрос

    Голосование за самое красивое место в городе Уяре
!-- -->

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Новости

«Природа – наш Дом»

 

«Природа – наш Дом»
  

В течение августа в библиотеках Уярского района пройдет подготовка к районным литературным экологическим Чтениям «С любовью к природе!». Каждый может принять участие, прочитать отрывок из понравившегося произведения на публику вслух. У родителей появится возможность снять короткий видеоролик семейного прочтения и разместить на сайте библиотек Уярского района. Единый день чтений 22 августа в 12 часов. Успехов и приятного прочтения! Пусть своим участием мы станем ближе к Природе, станем терпимее, добрее, милосерднее к ее Обитателям, а значит и друг к другу!

 

      Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Я, как библиотекарь и педагог, хотела бы напомнить родителям о значимости экологического воспитания в семье. В Новопятницкой сельской библиотеке: целью экологического образования и воспитания является формирование экологического сознания с помощью книг, в основе которых заложено понятие о том, что человек является частью природы и потому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности. Экологическое воспитание реализуется в библиотеках, школах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребёнка всё же является семья.

       В настоящее время непростительно мало внимания уделяется семейному экологическому воспитанию. Экологическим воспитанием должны заниматься родители ребенка в первую очередь. В образовательной системе России функцию воспитания традиционно «доверяют» школе. А по сути экологическим воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно должны в первую очередь заниматься родители, а библиотека только становится организующим началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семьи и общества. На формирование экологического сознания детей оказывает большее влияние мировоззрение старшего поколения в семье, экологическая культура семьи.

    Мне видится, что объединение усилий библиотеки и семьи положительно скажется на создании экологической образовательной среды, где счастливо будут расти наши дети. Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве и большое влияние в этом играют книги. Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек без книг вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний.

     Воспитание экологического чувства является самым важным среди всех чувств человека. Это одна из основных характеристик целостной личности человека. Формирование ответственного отношения к природе - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, библиотеки, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи, в частности - отношением к природе ближайших родственников ребёнка. Всем известно, «ребенок учится всему, что видит у себя в дому». Тяга к прекрасному появляется уже в детстве. Малыш увидел ромашку и тянет ручки к ней, а мама уже спешит сорвать цветок. Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что рвать цветы нельзя, что не всякое желание малыша может быть выполнено - здесь-то и надо быть настойчивым. Поступите вы иначе – у ребенка будет формироваться потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности и, благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах - в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными - в семьях, где проявляется неприязнь к природе.

     Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания родители могут способствовать самыми разными способами. Например: когда дома выращивают комнатные растения, следует не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом и развитием. Кроме того, надо дать возможность поэкспериментировать с растением, выявить оптимальные условия для его роста и развития, обсудить полученные результаты в семье и с друзьями. В процессе экологического воспитания ребенка в семье целесообразно познакомить его с технологиями содержания домашних питомцев: кошек, собак, аквариумных рыб, певчих птиц. Дети с удовольствием рассказывают о своих друзьях – братьях меньших, их особенностях, повадках. В результате такой деятельности у детей формируются разнообразные познавательные интересы, которые лягут в основу понимания ими природы. В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, где происходит расширение границ познания ребёнком окружающей среды, осознание её неповторимости и хрупкости.

     Воспитательное значение имеют семейные походы. Здесь родители покажут как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам. Детям необходимо разъяснять правила поведения в природе, правила сбора грибов и ягод. Вместе с детьми зимой можно организовать подкормку птиц, оборудовать искусственные гнёзда, провести сбор плодов и семян. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках и подсобных хозяйствах. Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки по содержанию домашних животных, разведению и уходу за растениями.

     Дети очень восприимчивы к красоте природы, и семья играет огромную роль в осознании ребёнком эстетической ценности окружающей его среды. Родителям необходимо использовать изобразительное искусство в экологическом воспитании своих детей. Дети с удовольствием рисуют объекты природы, пейзажи. Особую радость детям доставляет задание нарисовать своего домашнего питомца (растение или животное). Вместе с детьми родители могут принять участие в художественных природоохранных конкурсах. Детям можно предложить нарисовать звуки, запахи, из пластилина создать объекты природы. Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы.

     Огромная роль в формировании познавательных интересов и заботливого отношения к природе принадлежит семейному чтению. Совместное чтение вслух произведений о природе, жизни животных и растений даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения Ивана Тургенева, Николая Лескова, Ивана Бунина, Федора Тютчева, Евгения Чарушина, Виталия Бианки и других писателей, которые так тонко передали красоту природы через силу слова. В библиотеках сегодня представлены расширенные выставки литературы экологической тематики. Подробную информацию о районных литературных экологических чтениях можно получить каждому в своей библиотеке по месту жительства.

    Важность экологического образования и воспитания невозможно переоценить во все времена, а в наши - в особенности. Ведь все мы - звери, птицы, растения, люди - на нашей Земле, на нашем общем ковчеге, несёмся сквозь время и пространство - в Вечность. И то, какими мы прибудем на грань бытия, то, какими мы будем за этой гранью, напрямую зависит от порядка здесь, на нашем ковчеге, в нашем общем Доме. Возможно, мы и появились здесь для того, чтобы установить Порядок в Доме. Значит, нужно продумать и реализовать способы, которые позволят это сделать и дадут возможность вырастить понимающее значимость порядка на нашей Земле подрастающее поколение.

 

  Наталья Распопова, заведующая Новопятницкой сельской библиотеки

 

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]